cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1





Развитие речи детей
младшего дошкольного
возраста.
Практические советы для
родителей.
Овладение речью имеет
огромное значение для
общения с окружающими. Речь
постепенно становится
важным средством передачи опыта от взрослого ребенку. Малыша в
этом возрасте интересует окружаю щий его мир, и он часто задает
вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем?», направленные на уточнение
смысла знакомых слов и появлению новых. Не оставляйте без внимания
его интерес к окружающему. Помогите малышу поискать ответ на
свой вопрос.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень
помогают совместная деятельность взрослого и ребёнка в реальности,
а затем и игры. Сопровождайте любую совместную деятельность
речью. Называйте предметы, их назначение, качества, и это будет
сп особствовать появлению новых слов.
Конечно, всем мамам хочется, чтобы ребенок как можно быстрее
заговорил чисто, но необходимо набраться терпения и уделить
внимание основным ступеням речевого развития.
1. Зарядка для губ и языка позволит укрепить мышцы
артикуляционного аппарата, сделает их гибкими и подвижными. Это
подготавливает основу для произношения всех звуков речи.
2. Упражнения на развитие дыхания обеспечит четкое произношение
звуков. Поучи те ребенка набирать воздух через нос, выдыхать
длительно и плавно через рот, плечи при этом не поднимать, щеки не
раздувать.

Страница 2

3. Упражнения на развитие слухового внимания
Способствуют выработки
самоконтроля за произношением
звуков. Для того чтобы
произнес ти слово правильно, его
надо расслышать. Начните эти
упражнения с более простых
заданий на распознавания
окружающих звуков.
Играть с малышом вовсе не
обязательно за столом,
превращая игру в урок. Играть можно где угодно, даже на кухне. Ведь
здесь очень мно го интересных предметов, с помощью которых малыша
можно учить!
На кухне
Рассмотрите предметы посуды. Назовите их, покажите части.
Объясните назначение посуды. Покажите, как пользоваться кухонной
утварью, столовыми приборами. Дайте ребенку наигра ться (покидать,
постучать) с разными предметами.
Вместе с ребенком сварите кашу, испеките печенье. Проговаривайте
«под руку» действия (наливаем, насыпаем, перемешиваем), называйте
предметы, их части (кастрюля - стенки, дно, крышка, ручки), качества
(г лубокая, тяжелая).
Развитие мышц губ, щек и языка
«Как вкусно!». Слизывать языком кусочки печенья с уголков рта.
Облизывать мороженое, леденец, Чупа Чупс, слизывать сметану,
сгущенку с блюдца. Пить кисель, йогурт из трубочки.
Развитие дыхания
«Ручки запачкались». Сдуть муку с рук. Дуть на горячий чай, суп.
«Что у нас на обед?»
Попросите определить, какое блюдо готовит мама (бабушка) по запаху
(втягивать носом ароматы кухни).
Развитие слухового внимания

Страница 3

«Что за звук?». Попросите ребен ка прислушаться к звукам на кухне (как
кипит вода в кастрюле; стуку деревянных, стеклянных предметов),
определите на слух что упало на пол, что делает мама на кухне (моет
посуду).
Дома в ванной
Во время купания, уточните названия частей тела ребенка.
Рассмотрите предметы, находящиеся в ванной. Назовите их, покажите
части. Объясните назначение этих предметов.
Развитие мышц губ, щек и языка
«Мое настроение». Предложить ребенку перед зеркалом показать
разные настроения (веселое, грустное).
«Чистим зубы». Чистим нижние и верхние зубы язычком. Проводим
языком по зубам слева - направо и сверху – вниз.
Развитие дыхание
«Белые кораблики». Дуть на пену, гелиевые (глицерин) пятна, кораблики
(плавающие предметы) в тазу.
Развитие слухового внимания
Пр ислушиваться и определить разницу между шумом воды из крана и
душа.
В комнате
Дайте возможность наиграться с игрушками, предметами быта
(потрогать, покидать, покатать). Убирая игрушки, предложите
ребенку разложите игрушки на «твердые и мягкие», «деревянные и
пластмассовые». Называйте «под руку» действия (катать) и качества
предмета (легкий).
Развитие мышц губ, щек и языка
«Тик -так». Послушать, как тикают часы дома, и предложить ребенку
поиграть с язычком - попеременно касаемся языком уголков губ (вправо -
вл ево).
«Веселые шарики» - Надуть щеки и указательными пальцами или
ладонями нажать на них.
Развитие дыхания

Страница 4

«С Днем Рождения». Подуть на свечу так, чтобы не затушить ее пламя
(положить пламя свечи), задуть пламя свечи, вспоминая день рождения.
Поиграть на дудочке (свистульке), выдувать мыльные пузыри, надувать
воздушные шарики.
Развитее слухового внимания
Прислушиваться и отгадывать (по шуму, голосу), кто пришел домой.
Определить по стуку (звону, шелесту) разные предметы: ключи, шелест
бумаги.
«Домашний оркестр». Сделать с ребенком самодельные музыкальные
инструменты (из картонных коробок, тканевых мешочков) и поиграть
на них под музыку, стараясь попадать в ритм.















С уважением учителя - логопеды:

Адаховская Алена Борисовна,
Бажина Елена Владимировна,
Ермолич Елена Владимировна,
Карагужева Галина Александровна