cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошко льное образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 40»

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол от «25» сентября 2024 года
№ 174/2
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий «РЖД детским сад ом № 40»
М.Г. Гамилова


Положение
о логопедической группе
частного дошкольного образовательного учреждения
«РЖД детский сад № 40 »

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ от
29.12.2012;
- Приказом МО РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановлени ем Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от
15.05.2013 г.
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Приказом МО РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования";
- Об основных гарантиях прав ребен ка в Российской Федерации (от 24 июля 1998г. N
124 -ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185 -ФЗ)

Страница 2

- Уставом «РЖД детского сада № 40».
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности группы
компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (далее л огопедическая
группа) «РЖД детского сада № 40».
1.3. Логопедическая группа «РЖД детского сада № 40» последовательно осуществляет
реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образован ия для
детей с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Открытие, дальне йшее функционирование и закрытие логопедических групп в «РЖД
детском саду № 40» осуществляется по заключению территориальной психолого -медико -
педагогической комиссии (далее – ТПМПК).
2. Цель и основные задачи логопедической группы .
2.1. Цель организаци и логопедической группы в «РЖД детском саду № 40» – создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими
дошкольных образовательных программ и по дготовка детей к успешному обучению в
общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи логопедической группы в «РЖД детском саду № 40» :
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения,
развитие лексических и грамматичес ких средств языка, навыков связной речи;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально -личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Порядок приема в логопедическую группу .
3.1. В логопедическую группу «РЖД детского сада № 40» зачисляются воспитанники,
имеющие согласно протоколу психолого -педагогич еского консилиума (ППк) следующие
логопедическое заключение:

Страница 3

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР);
- фонетико -фонематическое недоразвитие (ФФНР);
3.2. Зачисление в логопедическую группу Детского сада проводится с согласия родителей
(законных пред ставителей) на основании заключения полученного по результатам
обследования ТПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
3.3. В логопедическую группу Детского сада зачисляются, как правило, дети одного
возраста и уровня речевого развития.
3.4. Длительность пребывания ребенка в логопедической группе Детского сада
устанавли вается ТПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.
3.5. Для определения ребенка в логопедическую группу «РЖД детского сада № 40»
представляются следующие документы:
- путевка на данного ребенка (если ребенок поступает в «РЖД детский сад № 40» из
другого учреждения);
- протокол ППк с логопедическим заключением и указанием необходимого срока
пребывания ребенка в логопедической группе.
3.6. Приему в логопедическ ую группу «РЖД детского сада № 40 » не подлежат дети,
имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигател ьной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные
учреждения общего типа.
4. Порядок работы логопедической группы .
4.1. В логопедической группе «РЖД детского сада № 40» созданы специальные условия
для получения дошкольного образования детьми с нарушениями речи.
Помещение спальни логопедической группы в период бодрствования детей
используется для организации коррекционно -образоват ельной деятельности по освоению

Страница 4

адаптированной образовательной программы дошкольного образования детьми, имеющих
нарушения речи.
Логопедическая группа оснащена необходимым оборудованием, учебно -наглядными
пособиями с учетом специфики коррекционной раб оты.
4.2. Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю.
4.3. В «РЖД детском саду № 40» нап олняемость группы составляет: 17 детей с ОНР и
ФФНР .
4.4. В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое
обследование их речи. Выявляе тся наличие у детей фразовой речи, обращается внимание
на понимание речи, на правильность лексико -грамматического анализа, готовность к
звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность
слоговой структуры, строение и сохранност ь артикуляционного аппарата. Заполняется
речевая карта, где приводятся примеры образц ов детской речи с лексическими,
грамматическими и фонетическими ошибками.
4.5. Содержание образования в логопедической группе для детей с ОНР определяется
программой: «При мерная адаптированная программа коррекционно -развивающей работы
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Л.В. Лопатиной ,
рекомендованной МО РФ, а также Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Содержание образования в логопедической группе для детей с ФФН Р определяется
программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по
преодолению фонетико -фонематического недоразвития речи у детей», а также
индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого ребенка.
4.6. Основной формой организации коррекционной работы являются проведение
групповых и индивиду альных коррекционных занятий.
В подгруппы объединяются дети по сходному виду нарушения звукопроизношения
на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
Периодичность индивидуально -подгрупповых занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей.

Страница 5

4.7. Организация образовательного процесса в логопедических группах регламентируется
расписанием занятий, перспективными тематическими планами, р ежимом дня.
4.8. Продолжительность групповой непрерывной коррекционно -развивающей
деятельности составляет:
- в старшей группе – не более 25 минут;
- в подготовительной к школе группе – не более 30 минут.
4.9. Продолжительность индивидуальной и индивидуальн о-подгрупповой непрерывной
дея тельности составляет не более 20 минут.
4.10. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности – не менее 10 минут.
4.11. Ежедневно, воспитателями проводится работа с детьми по закреплению полученных
знаний во время логопедических занятий, рекомендованная учителем -логопедом.
4.12. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после окончания срока
коррекционно -развивающего обучения.
4.13. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока коррекционно -
развивающего обучения дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных
представителей), направляются учителем -логопедом в соответ ствующее лечебно -
профилактическое учреждение для обследования врачами -специалистами
(невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в
территориальную психолого -медико -педагогическую комиссию.
5. Руководство логопедической группой .
5.1.Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется
администрацией «РЖД детского сада № 40».
5.2. Заведующий Детским садом:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно -
педагогической работы;
- подбирает в логопе дическую группу воспитателей, имеющих педагогическое
образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми
старшего дошкольного возраста.

Страница 6

5.3. Научно -методическое сопровождение, консультативную помощь учителям -
логопедам, координа цию работы районного методического объединения учителей -
логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе.
5.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической
работы осуществляется на районном методическом объе динении учителей -логопедов, на
курсах повышения квалификации и др.
6. Участники образовательного процесса логопедической группы .
6.1. Участниками коррекционно - развивающего процесса являются дети, имеющие
нарушения речи, их родители (законные представител и), педагоги и специалисты «РЖД
детского сада № 40».
6.2. Родители (законные представители):
- имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
- принимать участие в деятельности «РЖД детского сада № 40» в соответствии с его
Уставом ,
- знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
- принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
6.3. Учитель -логопед является организатором и координатором коррекционно -
развивающей работы:
- обслед ует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе группы «РЖД
детского сада № 40».
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи,
осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по
предуп реждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в ТПМПК с целью определения в
специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми
программы «РЖД детского сада № 40»
- представляет администрации «РЖД детского сада № 40» ежегодный отчет,
содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном
образовательном учреждении и результатах коррекционно -развивающей работы;

Страница 7

- поддерживает связь с учителя ми -логопедами дошкольных образовательных
учреждений, с учителями -логопедами и учителями начальных классов
общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
ра звитии, с логопедами и врачами -специалистами детских поликлиник и ТПМПК;
- информирует педагогический коллектив «РЖД детского сада № 40» о задачах,
содержании, работы логопедической группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе районного методического объединения учителей -логопедов и
методическог о объединения «РЖД детского сада № 40» ;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
6.4.Учитель – логопед ведет документацию:
- Список детей логопедической группы с заключением ТПМПК.
- Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции
выявленных речевых нарушений.
- Годовой план логопедических занятий с детьми.
- Перспективный план организационно – методической и коррекционно –
развиваю щей работы учителя – логопеда.
- План работы с родителями.
- План по самообразованию учителя – логопеда.
- Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Индивидуальные тетради воспитанников.
- Тетрадь взаимо связи учителя -логопеда и воспитателей логопедической группы.
- Табель учета посещаемости логопедических занятий детьми.
- График работы учителя – логопеда, утвержденный заведующим «РЖД детского сада
№ 40».

Страница 8

- Циклограмма рабочего времени у чителя -логопеда, утвержденная заведующим «РЖД
детского сада № 40».
- Отчет о результатах проведенной работы за год.
6.5. Воспитатель логопедической группы:
- закрепляет приобретенные навыки;
- отрабатывает умения по автоматизации звуков, ин тегрируя логопедические цели,
содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
- планирует и организует общеразвивающие занятия.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе в течение учебного
года. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает
дополнительные трудности в работе учителя – логопеда.
6.6. Музыкальный руководитель:
- развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и
речевое дыхание, музыкально -ритмические движения;
- участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
- стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
7. Материально -техническое обеспечение логопедической группы .
7.1. Логопедическая группа размещается в помещении «РЖД детского сада № 40».
7.2. Для логопедической группы помещение должно отвечать санитарно -гигиеническим
нормам.
7.3. Логопедическая группа обеспечивается специальным оборудованием.
7.4. Ответственность за оборудование логопедической группы, ее санитарное содержание,
ремонт помещения возлагается на администрацию «РЖД детского сада № 40».
В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на логопедические группы для
детей с нар ушениями речи распространяется Устав «РЖД детского сада № 40».