cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи,
принципы, механизмы и направления совместной деятельности
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и
нормативными документами системы образования: Федеральным законом от
29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральн ым
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом ДОУ, Основной общеобразовательной
программой ДОУ.
1.3. Система взаимодейс твия педагогов с родителями обеспечивает
комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги
дет ского сада.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование
единых ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
2.2. Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей и форм ирование традиций
семейной культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников к традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотруднич ества родителями воспитанников
и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базис личностной культуры детей;
- гармонизация детско -родительских взаимоотношений, оказание помощи в

Страница 3

3

организации семейного досуга;
- повы шение правовой грамотности родителей в области защиты прав и
достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического,
социально -нравственного, художественно -эстетического, познавательного,
базирующихся принципах педагогики ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с
семьей со стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя.
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с
использованием современных технологий и интерактивных методов
взаимодействия детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и
содержанию воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на
формирование ценностных ориентации и воспитание отношений,
способствующих более продуктивному их усвоению;
- формирование ценностно -смысло вых ориентации (добра, красоты,
познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров,
представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами
пр иобщения детей и их семей к традиционной русской культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего

Страница 4

4

взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществлени е ведущей роли
в воспитании и образовании ребенка и понима ние неизбежной субъективности
точки зрения педагога;
- личностно -ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, кол лективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно
ознакомиться с Уставом, Договором с родителями, Положением о Совете
учреждения и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и
текущей информацией);
- принцип доброжелательности все х участников содружества, соблюдения
морально -этического устава, разработанного для формирования позитивных
взаимоотношений между родителями и педагогами;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной Программы ДОУ не д опускается никакого принуждения).

4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориенти ров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс
формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и
музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским
садом;
- анализ промежуточных и коне чных результатов совместной
вос питательной деятельности и содружества семьи и детского сада.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия

Страница 5

5

детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется зада чами,
стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы Совета
родителей ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает
следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью в ыяснения ее возможностей по вос питанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала
для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкр етной цели по предупреждению ти пичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию
системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
-конкретный и дифференцированный подход (учет различия в с истеме
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии цен ностей).
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия детского сада и семьи:
- сочетание индивидуальног о подхода к каждой семье с орга низ ацией работы
со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать
ценностно -ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с ро дителями определенной последова тел ьности,
системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;

Страница 6

6

- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровн я подготовленности к решению во просов воспитания на основе
приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
-ценностно -ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между
педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к роди телям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно -
образовательного процесса:
- посещение семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями
для родителей);
- активные родительские собрания (показ заняти й-бесед, обсуждение
увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных
установок, раздача памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары -практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (откры тые просмотры образова тельной
деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- деловые игры;
- вечера вопросов и ответов (концентриров анная педаго гическая информация
по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары -практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и
проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и

Страница 7

7

формирования ценно стно -ориентированного общения детей и взрослых в семье и
детском саду, рекомендации по подготовке и про¬ведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и
формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации,
корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация
и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экс¬пертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении,
формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий
и поучений на партнерство и поддержку их педа¬гогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздейс твий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли
в воспитании и образовании ребенка и понима¬ние неизбежной субъективности
точки зрения педагога.
Формы такого взаи¬модействия: совместные праздники, досуги, семейные
экскурсии,
защита детско -родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского
сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших
мероприятий.

Страница 8

8

Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско -родительского и
педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и
социальными структурами: общеобразовательной школой, историческим музеем,
домом культуры, и т.д.

6. КОНТРОЛЬ
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах
и в ДОУ возложена на руководи теля учреждения.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития
пространства является Педагогический совет учреждения - коллегиальный орган
самоуправления. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему
стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского общества
в образовательном процессе детского сада, поселения, района.

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДОУ С
СЕМЬЕЙ.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю
ДОУ, как по казатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей
в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт
других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурса х, праздниках,
субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не
только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в

Страница 9

9

педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в ДОУ.

8. ДОКУМЕНТАЦИЯ
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
ведется следующая документация:
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете
заве дующего);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в
группе);
- конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный
анализ мо ниторинга ДОУ.

Страница 10

10

Лист изменений и дополнений
Дата внесения
изменений
Что изменилось












Страница 11

11















Страница 12

12