cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткая презентация адаптированной образовательной программы частного дошкольного
образовательного учреждения «РЖД детский сад №40» для детей с ТНР
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную
разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи,
временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет
различные возможности детей в овладен ии навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения,
словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при
нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим с троем речи детьми с
ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической
и синтаксической системы языка, семантических формально -языковых компонентов, в
искажении общей картины речевого развития.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского
сада обязательным условием является организация его систематического, адекватного,
непрерывного психолого -педагогического сопровождения. Реализация данного условия
возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико -психолого -
педагогической помощи дошкольникам с ТНР.
С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего
общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Феде рации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная адаптированная
основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями
речи .
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных
образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры
вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие
образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – РЖД детский сад №
40) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушени ями речи.
По своему организационно -управленческому статусу данная Программа обладает
модульной структурой.
Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей
модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных

Страница 2

1
нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной
деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно -
пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из
которых создается основная общеобразовательная программа РЖД детского сада № 40.
Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать
адаптированную основную образовательную программу дошкольной об разовательной
организации для детей дошкольного возраста с ТНР.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты
освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельно сти по
пяти образовательным областям: социально -коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно -пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему
отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержан ие образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную
программу).
В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально -
техническое обеспечение, обеспеченность методическими матер иалами и средствами обучения и
воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно -
пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого -педагогически,
кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны
особенности финансово -экономического обеспечения дошкольного образования детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
АООП для детей с ТНР предполагает:
- конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для де тей разных
возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих
проявлений;

Страница 3

2
- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно -развивающей работы,
способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей,
психологической, моторно -двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных
трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми
нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных,
парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных
ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые
нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;
- конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений,
необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования образовательной
деятельности , обеспечения психолого -педагогических условий развития детей, режима и
распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно -развивающей среды, перечня
нормативных и нормативно -правовых документов, перечня литературных источников.
АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование
специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных
программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических
материалов.
Реализация АООП для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию
нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно -ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального
миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности
ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал),
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Страница 4

3
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно -развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в
общество.
Коррекционная программа:
- является неотъемлемой частью, адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;
- учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми
нарушениями речи.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с
тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных
образовательных групп компенсирующей направленности, а также логопедического пункта.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения
целей в форме педагогической и психологической диагностики раз вития детей, а также качества
реализации основной общеобразовательной программы РЖД детского сада № 40. Система
оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на оценивание
созданных РЖД детским садом № 40 условий внутри образовательн ого процесса.