Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Использование игр с сенсорным материалом в коррекционнойработе учителя -логопеда
Использование игр с сенсорным материалом (песок, цветной рис, цветной
песок), является очень эффективным средством в образовательной и
коррекционно -развивающей работе с детьми. Можно использовать игровые
упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а
также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются
очень многие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фоне матических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Для игр можно использовать конте йнеры с песком, мелкие пластмассовые
игрушки, буквы, стол для песочной терапии.
Страница 2
Развитиефонематического слуха
«Слоговые дорожки».
Рисовать круги на песке,
проговаривая слоговые
дорожки.
«Водолаз». Со дна таза с
пеком, ребенок достает ,
называет и отклад ывает
разные игрушки,
предметы с
дифференцируемыми
звуками.
«Два моря». Коробка с песком делится пер егородкой на две части. Ребенок
опускает предметы или игрушки с дифферен цируемыми звуками в разные
моря (напр имер, «в море С» и «море Ш »).
«Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или
защищенные картинки с дифференцируемыми з вуками. Ребенок откапывает
их и раскладывает на две группы.
«Два короля». Игра на дифференциацию твѐр дых и мягких звуков.
Предложить детям подарить подарки (игр ушки, картинки ) двум королям,
которые правили королевствами твѐрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки». Спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Выложи узор». Дети выкладывают на песке
бу сы из цветных камешков (синие и зелѐные) в
зависимости от того, к акой звук они услышали в
слове.
«Клад». Учитель -логопед закапывает в песок
зелѐные, синие, красные камешки. Ребѐнок
достаѐт камешек и в зависимости от цвета
камешка называет слово на данный звук
(гласный, согласный твѐрдый, согласный
мягкий).
Формирование с логовой структуры слова.
«Художник». Учитель -логопед произносит
слово, а ребенок рисует на песке столько кругов,
(квадратов, треугольников и т.д.), сколько
Страница 3
слогов в слове.«Полоски». Учитель -логопед (затем ребѐнок) черт ит на песке заданное
количество поло сок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Учитель -логопед чертит на песке ошибочное количество
полосок. Ребѐнок анализирует количество слогов в слове и исправляет
ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги» . Ребѐнок печ атает на песке заданное слово и
вертикальным и полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как
простые, так и сложные предложения. На нача льном этапе работы над
сложными предложениями следует использовать сопряженную и
отраженную речь.
«Дорисуй картинку и составь предложение». У читель -логопед рисует на
песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предме ты. Задача ребенка –
дорисовать песочную картинку и составить по ней п редложение («Таня
держит в руках воздушный шар»). Фраза про говаривается в момент действия.
Обучение грамоте.
«Напиши на песке». Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а
учител ь-логопед их читает. Допускается и обратный
ва риант: учитель -логопед пишет , а ребенок читает.
«Буква потерялась». Детям 6-7 лет можно предло жить
написать на песке короткое слово (с одним слогом),
пропустив первую, после днюю букву или букву в
середине слова. Учитель -логопед угадывает
задуманное и написанное ребенком слово.
«Найд и буквы и назови». Учитель -логопед пряч ет в
песок пластмассовые или деревянные буквы. Ребѐнок
должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции: «в
правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
С уважением учитель -логопед Бажина Елена Владимировна