cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности
(предметы или деньги ) или какая -либо имущественная выгода или услуги за
действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо
могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Получение и дача взятки государственным гражданским служ ащим является
одним из проявлений коррупции .
Термин взятка чаще используется для обозначения подкупа
государственного гражданского служащего, тогда как для обозначения подкупа
сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин к оммерческий
подкуп.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день
широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры
угол овной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки,
но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и
согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в
«антикоррупционных» конвенциях и национальном зако нодательстве ряда
зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной
ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г ода , вступившей в силу для
Российской Федерации с 1 февраля 2007 г ода , Россия взяла на себя обязательство
признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное
преднамеренное испрашивание или получение какими -либо из публичных
должностных лиц какого -либо неправомерного преимущества для самого этого
лица или любого иного лица, или же принятие предло жения или обещание такого
преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или
воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области
борьбы с коррупцией, были вн есены в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Федеральным законом от 4 мая 2011 г ода № 97 -ФЗ «О внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об

Страница 3

2

ад министративных правонарушениях в связи с совершенствованием
государственного управления в области про тиводействия коррупции» (далее –
Федеральный закон № 97 -ФЗ).
Вступившие в силу 17 мая 2011 г ода изменения, внесенные в Уголовный
кодекс Российской Федераци и (далее – УК РФ), предусматривают, что за
коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и п осредничество во
взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100 -кратной суммы
коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что
является основным видом санкции за преступления коррупционной
направленности.
Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».
Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять
собой способствование достижению сог лашения между взяткодателем и (или)
взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или
предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные
пятой и первой частям и статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки
или предложение посредничества во взяточничестве законодательством
признаются более опасными, нежели собственно посредничество.

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
1. Посредничество во взят очничестве, то есть непосредственная передача
взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное
способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо
реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном
размере, – наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до
сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере
двадцатикратной суммы взятки.

Страница 4

3

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных
действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного
положения, – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до
шестидесятик ратной суммы взятки с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере
тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество во взя точничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от
шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права
занимать определенные должнос ти или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет
со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном
размере, наказыв ается штрафом в размере от семидесятикратной до
девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в
размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве, –
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной
суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в
размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в
размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Примечание: Лицо, являющееся посредником во взяточничестве,
освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения

Страница 5

4

преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению
преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить
уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет
«предоставления иных имущественных п рав». Кроме того, статьи 204, 290, 291
УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере
дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма
взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и
хар актеру принимаемого решения.

Статья 290. Получение взятки.
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной международной организации лично или через
посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущест ва либо в виде
незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления
иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу
взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие)
входят в служебные полномо чия должностного лица либо если оно в силу
должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по
службе, – наказывается штрафом в размере от двадцати пятикратной до
пятидесятикрат ной суммы взятки с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере
двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом, ино странным должностным лицом либо
должностным лицом публичной международной организации взятки в
значительном размере, – наказывается штрафом в размере от тридцатикратной
до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Страница 6

5

либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере
тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной междунар одной организации взятки за
незаконные действия (бездействие), – наказывается штрафом в размере от
сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех ле т либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в
размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи,
совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской
Федерации или госу дарственную должность субъекта Российской Федерации, а
равно главой органа местного самоуправления, – наказываются штрафом в
размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на
срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы
взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей
статьи, если они совершены:
а) г руппой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от
семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы
на срок от семи до двенадцат и лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со
штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами
«а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере,
– наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной

Страница 7

6

суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением
свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере
семидесятикратной суммы взятки.
Примечания:
1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1
УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, и ного имущества,
услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие
двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто
пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один
миллион рублей.
2. Под иност ранным должностным лицом в, статьях 291 и 291.1 УК РФ
понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую -либо
должность в законодательном, исполнительном, административном или
судебном органе иностранного государства, и любое лицо, в ыполняющее какую -
либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для
публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом
публичной международной организации понимается международный
гражданский служащий или любое лицо, к оторое уполномочено такой
организацией действовать от ее имени.
Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень
обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной
ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно
активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через
посредника, – наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до
тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до

Страница 8

7

трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере
десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностном у лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через
посредника в значительном размере, – наказывается штрафом в размере от
двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на
срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через
посредника за совершение заведомо незаконных д ействий (бездействие), –
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной
суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в
размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи,
если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от
шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права
занимать определ енные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со
штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи,
совершенные в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере от
семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы
на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной
суммы взятки.
Примечание: Лицо, давше е взятку, освобождается от уголовной
ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или)
расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со
стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления

Страница 9

8

добровольно со общило о даче взятки органу, имеющему право возбудить
уголовное дело.

Для повышения эффективности административной ответственности,
применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции,
также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Так, в частности, Федеральным законом № 97 -ФЗ введена статья 19.28
КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную
передачу, предложение или обещание от имени или в интересах ю ридического
лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации денег, ценных
бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера,
предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного
юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным
лицом либо должн остным лицом публичной международной организации
действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание
дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять вз ятку или
как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственных
гражданских служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и
добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного
управления в целом.
Для предупрежде ния подобных негативных последствий лицам,
замещающим государственные должности Оренбургской области , должности
государственной гражданской службы следует уделять внимание манере своего
общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в
частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься

Страница 10

9

окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие
принять взятку или как просьба о даче взятки.

Статья 19.28 КоАП РФ. Незаконное вознаграждение от имени
юридическог о лица
1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в
интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному
должностному лицу либо должностному лицу публ ичной международной
организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг
имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение
в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом,
выполняющим управленческие фу нкции в коммерческой или иной организации,
иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной
международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым
ими служебным положением, – влечет наложение административного штрафа на
юри дических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости
ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных
имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных
или предложенных от имени юридического лица, н о не менее одного миллиона
рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости
услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в
крупном размере, – влекут нал ожение административного штрафа на
юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств,
стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера,
иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо
обещанных или п редложенных от имени юридического лица, но не менее
двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного

Страница 11

10

имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных
имущественных прав.
3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи , совершенные в
особо крупном размере, – влекут наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости
ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных
имущественных прав, незаконн о переданных или оказанных либо обещанных
или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов
рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости
услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Примечания:
1. В статье 19.28 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица,
указанные в примечаниях 1 – 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской
Федерации.
2. В статье 19.28 КоАП РФ под лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, указанное в
примечании 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В статье 19.28 КоАП РФ под иностранным должностным лицом
понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую -либо
должность в законодательном , исполнительном, административном или
судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую -
либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для
публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом
пуб личной международной организации понимается международный
гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой
организацией действовать от ее имени.
4. В статье 19.28 КоАП РФ крупным размером признаются сумма денег,
стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера,
иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо
крупным размером – превышающие двадцать миллионов рублей.

Страница 12

11


В ряде случаев совершение государственными гражданскими с лужащими
определенных действий не только приводит к возникновению конфликта
интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять
взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:
государственный гражданский служащий или работник ведет переговоры о
последующем трудо устройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или
может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
родственники государственного гражданского служащего или работника
устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может
извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
родственники государственного гражданского служащего или работника
соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или
может извлечь выгоду из его решений ил и действий (бездействия) и т.д.
Действия и высказывания государственных гражданских служащих, также
могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как
просьба о даче взятки.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но
можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские
аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
Обсуждение определенных тем с представителями организаций и
гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий
государственных гражданских служащих и работников, может восприниматься
как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
низкий уровень заработной платы государственного гражданского
служащего , работник а и нехватка денежных средств на реализацию тех или
иных нужд;
желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу,
отправиться в туристическую поездку;

Страница 13

12

отсутствие работы у родственников государственного гражданского
служащего , работника;
необходимость поступления детей государственного гражданского
служащего , работника в образовательные учреждения и т.д.
Определенные исходящие от государственных гражданских служащих
предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и
гр ажданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься
как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы
благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного
гражданского служащего, работника.
К числу таких предложений относятся, например предложения:
предоставить государственному гражданскому служащему , работнику и/или
его родственникам скидку;
воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для
устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках
государственного контракта, подготовки необходимых документов;
внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
Совершение определенных действий, может воспри ниматься как согласие
принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий относятся, например:
регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей;
посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая
извлекла, из влекает или может извлечь выгоду из решений или действий
(бездействия) государственного гражданского служащего или работника.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г ода
№ 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» одним из о сновных принципов
противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее
профилактике.

Страница 14

13

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится
подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику
коррупционных и иных правона рушений в органах государственной власти,
местного самоуправления и организациях.
Учитывая исключительную значимость и актуальность вопросов
противодействия коррупции, Пленум Верховного суда Российской Федерации
принял специальное постановление по данной проблематике.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 24 от 9 июля 2013 «О
судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных
преступлениях» .
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по
предупреждению и искоренен ию коррупции, приняло ряд документов, к
которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например,
Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной
ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных
должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
организации экономического сотрудничества и развития и др.
В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в
транснацио нальное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено
исключительно важное значение международного сотрудничества в области
предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции
составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права, международные договоры Российской
Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 -ФЗ «О
противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115 -
ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные
правовые акты, направленные на противодействие корру пции.

Страница 15

14

В целях уголовно -правового обеспечения противодействия коррупции и в
интересах выполнения международных обязательств У К РФ устанавливает
ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них
наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает
на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую
деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений,
подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них
представление о в озможности удовлетворения личных и коллективных
интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции,
затрудняет экономическое развитие .
Правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных
преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения принципов
независимости судебной власти, состязательности и равноправия сторон,
соблюдения прав и свобод человека, в строгом соответствии с требованиями
уголовного и уголовно -процессуального законодательства.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных
дел о взяточничестве ( статьи 290 , 291 и 291.1 УК РФ) и об иных связанных с ним
преступлениях, в том чис ле коррупционных (в частности, предусмотренных
статьями 159 , 160 , 204 , 292 , 304 УК РФ), и в целях обеспечения единства
судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации,
руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 , 14
Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О
судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам
следующие разъяснения:
1. При разрешении вопроса о том, с овершено ли коррупционное
преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную
должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта
Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом
публичной международно й организации (далее – должностное лицо), а равно
лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной

Страница 16

15

организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1 , 2 и 3 к статье
285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая
при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федераци и от 16 октября 2009 года № 19
«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными
полномочиями и о превышении должностных полномочий ».
Обратить внимание судов на то, что к иностранным должностным лицам и
должностным лицам публичной международной организации в статьях 290 , 291
и 291 .1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными
договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или
избираемое лицо, занимающее какую -либо должность в законо дательном,
исполнительном, административном или судебном органе иностранного
государства, и любое лицо, выполняющее какую -либо публичную функцию для
иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или
публичного предприятия (например, минист р, мэр, судья, прокурор).
К должностным лицам публичной международной организации относятся, в
частности, члены парламентских собраний международных организаций,
участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие
судебные должности любого м еждународного суда, юрисдикция которого
признана Российской Федерацией.
2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ста тьей 290
УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена
ответственность за получение взятки:
а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные
полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых
им ли ц;
б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного
положения совершению у казанных действий (бездействию);
в) за общее покровительство или попустительство по службе ;

Страница 17

16

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
3. Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием)
должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно
имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции
(например, сокращение установленных за коном сроков рассмотрения обращения
взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего
решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или
установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя
или предста вляемых им лиц решения).
4. Способствование должностным лицом в силу своего должностного
положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем
авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания
воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных
действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении
другого должностного лица к совершению соответствующих действий
(бездейств ию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование
исключительно личных, не связанных с его должностным положением,
отношений не может квалифицироваться по статье 290 УК РФ. В этих случаях
склонение должностного лица к совершению незаконных действий
(бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголов ную
ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к
злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных
полномочий).
5. Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее
покровительство или попустительств о по службе конкретные действия
(бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не
оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как
вероятные, возможные в будущем.

Страница 18

17

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в
необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение
установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в
списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
К попустительству по службе относится, например, согла сие должностного
лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры
ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе
действия (бездействие) могу т быть совершены должностным лицом в пользу как
подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные,
контрольные или иные функции представителя власти, а также его
организационно -распорядительные функции.
6. Под незаконными действиями (б ездействием), за совершение которых
должностное лицо получило взятку ( часть 3 статьи 290 УК РФ), следует
понимать действия (бездейс твие), которые:
совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий,
но в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их
реализации;
относятся к полномо чиям другого должностного лица;
совершаются должностным лицом единолично, но могли быть
осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим
должностным лицом или органом;
состоят в неисп олнении служебных обязанностей;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
К ним, в частности, относятся фальсификац ия доказательств по уголовному
делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению
протокола об административном правонарушении, принятие незаконного
решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы
сведений, не со ответствующих действительности.

Страница 19

18

Получение должностным лицом взятки за использование должностного
положения в целях способствования совершению другим должностным лицом
незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по
части 3 статьи 290 УК РФ.
7. Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом
денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершен ие действий
(бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных
обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя
власти, организационно -распорядительным либо административно -
хозяйственным функциям.
8. Ответственность за п олучение, дачу взятки, посредничество во
взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным
лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в
пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того,
были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или
договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
9. Предметом взяточничества ( статьи 290 , 291 и 291.1 УК РФ) и
коммерческого подкупа ( статья 204 УК РФ), наряду с день гами, ценными
бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг
имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует
понимать предоставление должностному лицу в ка честве взятки любых
имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных
обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной
ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости
предоставление туристических пу тевок, ремонт квартиры, строительство дачи,
передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного
использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими
лицами).

Страница 20

19

Имущественные права включают в свой состав как право на имуществ о, в
том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное
выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ( статья 1225 ГК
РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу
имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически
закрепленной возм ожности вступить во владение или распорядиться чужим
имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его
пользу имущественных обязательств и др.
Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа
имущество, оказанные услу ги имущественного характера или предоставленные
имущественные права должны получить денежную оценку на основании
представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с
учетом заключения эксперта.
10. Получение и дача взятки, а равно незако нного вознаграждения при
коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде
непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия
должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в
коммерческой или иной органи зации, хотя бы части передаваемых ему
ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу,
зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно
является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную
во зможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по
своему усмотрению.
Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо –
получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере,
однако фактически при нятое должностным лицом незаконное вознаграждение
не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как
оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве
соответственно в значительном, крупном или особо крупном раз мере. Например,

Страница 21

20

когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а
взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не
образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту «в»
части 5 статьи 290 УК РФ.
11. В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки,
посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа являе тся
незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается
оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица,
выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации,
действий, непосредственно направл енных на приобретение ими имущественных
выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки,
передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств
взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной
процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по
заведомо заниженной стоимости).
12. В случае, если должностное лицо или лицо, осуществляющее
управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось
принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица,
непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как
покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК
РФ, частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ.
Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не
зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на
их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение
на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или
коммерческий подкуп.
13. Получение или дача взятки, в том числе через посредника, а равно
получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом
подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно -
розыскного мероприятия, долж ны квалифицироваться как оконченное

Страница 22

21

преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их
принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации.
14. Обещание или предложение пер едать либо принять незаконное
вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо
рассматривать как умышленное создание условий для совершения
соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное
лицом намерение перед ать или получить взятку либо предмет коммерческого
подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи
им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения
договоренности между указанными лицами.
Если при этом иные дейст вия, направленные на реализацию обещания или
предложения, лица не смогли совершить по независящим от них
обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче
взятки ( часть 1 статьи 30 и соответственно части 3 –5 статьи 291 УК РФ) или к
получению взятки ( часть 1 статьи 30 и соответственно части 2 - 6 статьи 290 УК
РФ), а равно к коммерческому подкупу ( часть 1 стать и 30 и соответственно
части 2 –4 статьи 204 УК РФ).
15. Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать
полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении
участвовали два и более должностных лица или два и более лица, вып олняющие
управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые
заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем
принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за
совершение каждым из них действий (без действие) по службе в пользу
передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.
В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия
взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы
одним из входящ их в преступную группу должностных лиц или лиц,
выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Страница 23

22

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма
получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли
взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.
Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта,
предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в
получении взятки или предмета коммерческого подкупа груп пой лиц по
предварительному сговору, квалифицируются соответственно как
посредничество во взяточничестве ( статья 291.1 УК РФ) или с оучастие в
коммерческом подкупе ( статья 204 УК РФ со ссылкой на статью 33 УК РФ).
16. Исходя из положений статьи 35 УК РФ орг анизованная группа
характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности,
распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.
В организованную группу ( пункт « а» части 5 статьи 290 УК РФ и пункт «а»
части 4 статьи 204 УК РФ), помимо одного или нескольких должностных лиц
или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной
организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального
субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.
В случае признания получе ния взятки либо предмета коммерческого
подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших
участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того,
выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или
пособн ика, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 или
статьи 204 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление при знается
оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом
организованной группы.
17. Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета
коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору
либо организованной гр уппы, следует исходить из общей стоимости ценностей
(имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера),
предназначавшихся всем участникам преступной группы.

Страница 24

23

18. Под вымогательством взятки ( пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или
предмета коммерческого подкупа ( пункт « б» части 4 статьи 204 УК РФ) следует
понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего
управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку
либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе,
сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут
причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при
которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью
предотвращения вредных последствий для св оих правоохраняемых интересов
(например, умышленное нарушение установленных законом сроков
рассмотрения обращений граждан).
Для квалификации содеянного по пункту « б» части 5 статьи 290 УК РФ
либо по пункту « б» части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у
должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в
коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить
указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого
подкупа, имелись основания опасаться осущ ествления этой угрозы (например,
следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с
отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить
дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по
предусмот ренным законом основаниям прекращает).
Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого
подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в
коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие),
повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или
организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть
дополнительно квалифицировано по статье 285 , 286 или 201 УК РФ.
19. По пункту « б» части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту « б» части 4
статьи 204 УК РФ следует квалифицировать получение взятки либо незаконного
вознаграждения при коммерческом подкупе и в то м случае, когда

Страница 25

24

вымогательство с согласия или по указанию должностного лица либо лица,
выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации,
осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо
предмета коммерческого подкуп а. Действия последнего при наличии оснований
должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по
соответствующим частям стать и 291.1 УК РФ либо как пособничество в
коммерческом подкупе по части 5 статьи 33 и пункту «б» части 4 статьи 204 УК
РФ.
20. Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную
общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа
(вымогательств о, совершение преступления группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой, получение взятки в значительном,
крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической
оценке действий соучастников соответствующих преступ лений, если эти
обстоятельства охватывались их умыслом.
21. От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу
либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения
при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступле ние следует, в
частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того
же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если
указанные действия были объединены единым умыслом.
Совокупность преступлений отсутствуе т и в случаях, когда взятка или
незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы
от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в
общих интересах этих лиц.
Не может квалифицироваться как единое продолжаемое п реступление
одновременное получение, в том числе через посредника, взятки или
незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц,
если в интересах каждого из них должностным лицом или лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерчес кой или иной организации, совершается

Страница 26

25

отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах
образует совокупность преступлений.
Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества,
имущественных прав, услуг имущественного характ ера превышает двадцать
пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то
содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в
значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда
принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого
преступления.
22. Обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом
или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной
организации, за взятку либо незаконное в ознаграждение при коммерческом
подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав
преступления, не охватывается объективной стороной преступлений,
предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких
случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности
преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по
соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской
Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление
должнос тными полномочиями, превышение должностных полномочий,
служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.
23. Если за совершение должностным лицом действий (бездействие) по
службе имущество передается, имущественные права предоставляются, услуги
имуществ енного характера оказываются не лично ему либо его родным или
близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное
лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду,
содеянное не может быть квалифицировано как полу чение взятки (например,
принятие руководителем государственного или муниципального учреждения
спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за
совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь).

Страница 27

26

При наличии к тому о снований действия должностного лица могут быть
квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как
превышение должностных полномочий.
Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права,
оказавшее услуги имущественного ха рактера за совершение должностным
лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не
предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его
родных или близких, содеянное им не образует состав преступления,
предусмотр енный статьей 291 либо статьей 291.1 УК РФ.
24. Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за
совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо
которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует
квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне
зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).
В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершен ие
действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить
ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое
служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение
ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с
использованием своего служебного положения.
Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего
ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческ ой или иной организации, в качестве
взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не
намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою
пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет
ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.
25. Если должностное лицо, выполняющее в государственном или
муниципальном органе либо учреждении организационно -распорядительные или

Страница 28

27

административно -хозяйственные функции, заключило от имени
соответств ующего органа (учреждения) договор, на основании которого
перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем
рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за
это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по
совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества ( статья 160
УК РФ) и как получение взятки (статья 290 УК РФ).
Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг
завышена не была, содеянное должно кв алифицироваться как получение взятки.
26. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве
считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий
(бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или)
взяткополуч ателя информации о своем намерении стать посредником во
взяточничестве.
По смыслу закона, если лицо, обещавшее либо предложившее
посредничество во взяточничестве, впоследствии совершило преступление,
предусмотренное частями 1 - 4 статьи 291.1 УК РФ, содеянное им
квалифицируется по соответствующей части этой статьи как посредничество во
взяточничестве без совокупности с частью 5 статьи 291.1 УК РФ.
В случае, когда лицо, обещавшее либо предложившее посредничество во
взяточничестве, заведомо не намеревалось передавать ценности в качестве
взятки должностному лицу либо посреднику и, получив указанные ценности,
обратило их в свою пользу, содеянное следует квалифицировать как
мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным частью 5
статьи 291.1 УК РФ.
27. При о тграничении непосредственной передачи взятки по поручению
взяткодателя (посредничество во взяточничестве) от дачи взятки должностному
лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого
взяткодателем физического либо юридического лица судам с ледует исходить из
того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества

Страница 29

28

взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за
действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует
в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им
имущество.
28. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в
коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе
работнику для достижения желаемого действия (бездей ствия) в интересах своей
организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по
статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, – при
наличии оснований, по статье 291.1 УК РФ за посредничество во
взяточничестве.
Должностн ое лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в
коммерческой или иной организации, поручившие подчиненному по службе
работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей
организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, незаконное вознаграждение, несет
ответственность по части 1 или части 2 статьи 204 УК РФ, а работн ик,
выполнивший его поручение, – по части 5 статьи 33 и части 1 или части 2 статьи
204 УК РФ.
Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки
или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает
юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены
соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное
вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29. К числу обязательных условий освобождения от уголовной
ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 291 ,
291. 1 и частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ, в силу примечаний к
указанным статьям относятся добровольное сообщение после совершения
преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве либо

Страница 30

29

коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а
также активное способствование раскрытию и (или) расследованию
преступления.
Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться
добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель.
При этом не может признавать ся добровольным сообщение, сделанное в связи с
тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом
подкупе стало известно органам власти.
Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления
должно состоять в совершен ии лицом действий, направленных на изобличение
причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя,
взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет
коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве
взятки или пр едмета коммерческого подкупа, и др.
30. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица,
совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали
раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело
место вымога тельство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает
отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут
признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им
ценностей, переданных в виде взятки или предмет а коммерческого подкупа.
От передачи взятки или предмета коммерческого подкупа под воздействием
вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица,
вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить
имущественные пр ава, оказать услуги имущественного характера должностному
лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или
иной организации, в состоянии крайней необходимости или в результате
психического принуждения ( статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда
отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда
правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им

Страница 31

30

лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом либо лицом,
выполняющим управленческ ие функции в коммерческой или иной организации,
подлежит возврату их владельцу.
Не образуют состав преступления, предусмотренный ста тьей 291 либо
частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ, действия лица, в отношении которого были
заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи
ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право
возбуждать уголовное дело либо о существлять оперативно -розыскную
деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав,
оказание услуг имущественного характера производились под контролем с
целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих
случаях день ги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета
коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
31. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 204
УК РФ, судам следует иметь в виду, что на основании примечаний 2 и 3 к статье
201 УК РФ уголовное преследование за коммерческий подкуп, совершенный
лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, не
являющейся государственным или муниципальным предприятием, может
осуществляться лишь по заявлению либо с согласия руководителя данной
организации.
Если незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получено
руководителе м такой коммерческой организации, то его уголовное
преследование осуществляется по заявлению или с согласия органа управления
организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение этого
руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц,
имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического
лица.
Уголовное преследование осуществляется на общих основаниях в случаях,
когда в результате коммерческого подкупа лицом, выполняющим
управленческие функции в ко ммерческой организации, не являющейся

Страница 32

31

государственным или муниципальным предприятием, вред причинен интересам
иных организаций либо интересам граждан, общества или государства.
В таком же порядке осуществляется уголовное преследование за
коммерческий подку п в отношении лица, выполняющего управленческие
функции на государственном или муниципальном предприятии либо в
некоммерческой организации, не являющейся государственным органом,
органом местного самоуправления, государственным или муниципальным
учреждение м.
32. Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа
(статья 304 УК РФ) наступает лишь в случае, когда попы тка передачи денег,
ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера
осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств
совершения преступления или шантажа и должностное лицо либо лицо,
выполняющее управленческие функ ции в коммерческой или иной организации,
заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его
согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось
их принять.
Провокация взятки или коммерческого подкупа является оконч енным
преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг
имущественного характера без ведома должностного лица или лица,
выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации,
либо вопреки их отказу принять незаконное вознагра ждение.
Передача в вышеуказанных целях должностному лицу либо лицу,
выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной
организации, имущества, оказание им услуг имущественного характера, если
указанные лица согласились принять это незаконное возна граждение в качестве
взятки или предмета коммерческого подкупа, исключают квалификацию
содеянного по статье 304 УК РФ.
33. В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа
совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица или

Страница 33

32

лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной
организации, указанные лица не подлежат уголовной отв етственности за
получение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события
преступления ( пункт 1 части 1 статьи 24 УПК РФ).
34. От преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ, следует
отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных
органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее
управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие
взятки или предмета коммерческого подкупа.
Указанные действия совершаются в нарушение требований статьи 5
Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144 -ФЗ «Об оперативно -
розыскной деятельности » и состоят в передаче взятк и или предмета
коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица
либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной
организации, когда такое согласие либо предложение было получено в
результате склонения этих лиц к п олучению ценностей при обстоятельствах,
свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников
правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и
преступление не было бы совершено.
Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управл енческие
функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах
денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг
имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое
деяние. В этом случае в с одеянном отсутствует состав преступления ( пункт 2
части 1 статьи 24 УПК РФ).
35. Разъяснить судам, что предметом преступления , предусмотренного
статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты,
влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав,
возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и
обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки

Страница 34

33

временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные
ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий
по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.
Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений,
исправлений, искажающих действительное содержание указанных до кументов,
необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не
соответствующих действительности фактов как в уже существующих
официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления
нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего
документа.
Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на
удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные
служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся
должностными лиц ами.
36. Обратить внимание судов на необходимость исполнять требования
закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам,
совершившим коррупционные преступления с использованием своего
служебного положения, учитывая при оценке степени общ ественной опасности
содеянного содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые
были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия),
характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и
данные о личности вин овного.
При наличии условий, указанных в части 3 статьи 47 УК РФ, судам следует
обсуждать вопрос о необходимости назначения в иновному в совершении
коррупционного преступления лицу дополнительного наказания в виде лишения
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, имея в виду, что такой вид наказания может быть назначен
независимо от того, пр едусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по
которому квалифицированы действия осужденного.

Страница 35

34

37. Рекомендовать судам при рассмотрении дел о коррупционных
преступлениях устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению
таких преступлений, особенно получению и даче взятки, посредничеству во
взяточничестве, нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения
законодательства Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 29
УПК РФ в каждом конкретном случае выносить частные постановления
(определения), обращая внимание соответствующих организаций и
должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона,
требующие принятия необходимых мер для их устранения.